Эволюция татарской интеллигенции

Мы продолжаем публикации статей на тему «Ислам и татарская интеллигенция». Наш собеседник Фоат Галимуллин, профессор, доктор филологических наук, руководитель кафедры татарской литературы ТГГПУ.


- Фоат Галимуллинович, разговоры о религиозности татарской интеллигенции идут давно. Прежде чем рассматривать вопросы религиозности татарской интеллектуальной мысли, хотелось бы знать, что значит для Вас понятие татарской интеллигенции ?
- Слово «интеллигенция» имеет широкое значение, и многие подразумевают уровень образованности. Конечно же, интеллигентность предполагает наличие определенных знаний и широкого мировоззрения. Чаще всего интеллигентами считают писателей, ученых, творческих людей. Однако это не всегда соответствует истине. Например, мне как-то пришлось беседовать с одним известным татарским поэтом (имени его я раскрывать не буду), который поинтересовался у меня: «Существует ли татарская интеллигенция вообще?» На что я ему ответил встречным вопросом: «Разве вы себя не считаете представителем татарской интеллигенции?». Поэт оставил этот вопрос без ответа, наверное, считая себя интеллигентом, а других творческих и образованных людей – не достигнувших такого уровня. Этот талантливый поэт, писавший проникновенные стихи, любил выпить и часто сквернословил, что не совсем вяжется с понятием интеллигентности. Вот такое противоречие. Я знаю очень много людей, которые не имеют высшего образования, но их интеллигентность проявляется в отношении к жизни, к другим людям и делах.
Мы знаем много известных личностей начала 20 века, которые были эталоном для татарского общества. Это были Г.Исхаки, Г.Тукай, Ю.Акчура и многие другие.
- Сегодня представители духовенства и интеллигенции, больше интересующиеся восточными учениями, нежели Исламом, не могут найти точек соприкосновения. По результатам соцопросов среди посещающих мечети количество интеллигенции небольшое. А ведь раньше все выдающиеся личности и ученые были религиозными людьми. В чем причина появления данной тенденции?
- Если окинуть взором дореволюционную эпоху, мы можем увидеть таких людей как Р.Фахретдин, Г.Исхаки, М.Бигиев и др. У них не существовало противостояния между религиозным и научным началом. Они получали духовное и светское образование. Это видно в их произведениях и трудах. А после революции 1917 года началась антирелигиозная война, разрушение религиозной системы обучения, изменение методов воспитания молодежи и многое другое. Все это в результате привело к отдалению людей от религии. Конечно же положительное отношение к Исламу сохранилось в душах людей. Например, молодые люди, желающие пожениться, расписывались в загсе, но при этом еще и читали никах. Проводились меджлисы с чтением Корана, похоронные и другие обряды, согласно исламским канонам. Однако впоследствии люди перестали читать намаз, посещать мечеть. Да и мечети повсеместно разрушались. Так из поколения в поколение родители перестали давать детям религиозное образование, и только во второй половине 80-х началось возрождение религии. Правда, говорят, что мечети стоят пустые, однако и они заполнятся, это лишь вопрос времени. Нынешние интеллигенты, получившие воспитание в советское время являются сторонниками материализма. Одной из причин неприятия исламского мировоззрения становятся невежественные или обывательские проповеди имамов, вызывающие противоречивые чувства у критически мыслящего интеллигента.

- В нашем регионе пытаются «европеизировать», «татаризировать» ислам… Как Вы считаете, нужно ли нам это?
- Существует так называемый человеческий фактор. Например, у нас в регионе печатается очень много тафсиров к Корану, хоть и незначительно они отличаются друг от друга, т.к. каждый человек по своему понимает смыслы, заложенные в Священном Писании. И сами мусульмане также неоднородны. Они живут в разных регионах и имеют множество различных течений: сунниты с шиитами, ахмадийя, кадирийа, накшбандийя и др., которые так же по разному интерпретируют тот или иной аят, т.е. мы видим, что у разных народов есть свои особенности, и татары не исключение.
Например, в последние годы наш традиционный ислам столкнулся с радикальным течением «вахаббизм». Скажем, проведение меджлисов на 3, 7, 40 день в память об усопшем является запрещенным действием в вышеуказанном течении. В Коране об этом не сказано, а у нас эта традиция имеет место быть. Много молодых людей в свое время уехали учиться в арабские страны и вернувшись оттуда с багажом знаний, начали проповедовать среди татар отречение от этой традиции, чем вызвали большое недовольство у населения. А ведь в Коране проведение меджлисов, чтение Корана, милостыня не запрещены. Если традиции и обычаи, которые испокон веков существовали у нашего народа, не противоречат исламу, то они имеют право на существование. И поэтому у каждого народа могут быть свои традиции в исполнении мусульманских обрядов, к которым мы должны относиться с уважением.

- Вы литературовед и критик. Пишут ли сегодня о религии?
- В эпоху Советского Союза к литературе было одно требование – привести произведение в соответствие с методом социалистического реализма. А эти требования были очень жесткими: проведение принципов коммунистической партии, прославление нового социалистического общества, критика религиозных убеждений. Поэтому на практике издание другой литературы была невозможно. А не имея перспективы печати и тиражирования, писатели не писали произведения на религиозную тематику.
В середине 80-х, после получения религиозных свобод появились поэты, писатели, пушущие на религиозную тематику. Например, Г. Саде, написавший известное стихотворение «Ассалямугалейкум», которое позже превратилось в песню. Фарит Яхин написал биографическое произведение о пророке Мухаммаде. Певцы Мингол Галеев, З. Сахабеева, Гулзада исполняют очень много религиозных мунаджатов.
К сожалению, о самой религии, о ее основах пока пишется очень мало. Причина – элементарная неосведомленность. А писать о том, чего не знаешь – невозможно, т.к. писатель должен на голову быть выше своего читателя. Мы видим, что растет новое поколение будущих писателей, которые готовы и имеют желание писать на религиозные темы. Надеемся, что они не подведут.
- Что нужно интеллигентам, чтобы найти общий язык с религиозными деятелями?
-Все должно происходить само собой, эволюционно. Нельзя принимать скоропалительных решений. Общество постепенно само придет к этому, т.к. искоренение религии продолжалось в течение нескольких десятков лет. А возрождение религии займет намного больше времени.

Беседовал Ришат Хамидуллин