Национальное самосознание татар - в крови

"Некоторые из наших соплеменников считают пороком называться татарином, избегая этого имени, и заявляют, что мы не татары, а мусульмане..." Ш. Марджани

Зачинателем современного национального движения татар можно считать Шигабуддина Марджани (1818-1889), крупнейшего мусульманского и национального мыслителя, видного ученого-энциклопедиста, ибо именно его воззрения лежат в основе многих нынешних взглядов на проблемы татарского народа.
Ш. Марджани дал толчок к осознанию татарами себя как нации. В своих трудах и проповедях ученый призывал осваивать прогрессивное наследие предков: древнего Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства. Он не только продолжил линию, начатую Утыз Имяни и Курсави по возрождению иджтихада, но и теоретически разработал реформу многих положений ислама в соответствии с новыми условиями Российской Империи. Под влиянием Ш. Марджани происходило переосмысление религиозного и этнического компонентов в самосознании народа. Он писал: "Некоторые из наших соплеменников считают пороком называться татарином, избегая этого имени, и заявляют, что мы не татары, а мусульмане... Бедняги! Если ты не татарин и не араб, таджик, ногаец, и не китаец, русский, француз, и не пруссак и немец, так кто же ты?"

Сегодня Председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана, народный депутат Республики Татарстан Разиль Валеев расскажет читателям газеты " Умма" о проблемах консолидации татарской нации в 21 веке:
- Разиль Исмагилович, скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете уровень национального самосознания татар, в частности, соблюдающих мусульман?
-Во- первых, вопрос о том, сколько мусульман в Татарстане, очень абстрактный. Кого считать мусульманином - соблюдающего все предписания Корана или не практикующего верующего+? По каким критериям определять истинность мусульманина - вопрос остается открытым. По некоторым социологическим опросам мусульман в России 15, по другим -20-25 млн. Например, я сам затрудняюсь отнести себя к определенной категории, так как, несмотря на то, что искренне верю во Всевышнего, есть определенные проблемы с совершением намаза и некоторых других предписаний религии. Но я считаю, что если в душе человек считает себя муслимом, то это так и есть. Что касается национального самосознания, то надо сказать, что это генетически заложено в характере татар. Так исторически сложилось, наш народ долго жил без своего государства, правителя, армии ,соблюдая законы русской империи. Традиции и обычаи татары соблюдали полуофициально. Если вы обращали внимание на татарские танцы мужчин, то заметили, наверное, что они очень женственные ,мягкие, не воинствующие+.А дело в то том, что татарам нельзя было на больших площадях устраивать зрелищные мероприятия. Потому и танцы скромные.
Несмотря на то, что мы очень много потеряли, в глубине души храним генетическую память о нашей государственности.
Вспомним всплеск национального движения начала 80 в конце 90 годов, который принял впечатляющие масштабы. Народ сам без всякого давления вышел на площади разных городов России, отстаивая возрождение своей потерянной государственности. Это подтверждение того, что национальное самосознание у татар присутствует, но не всегда демонстрируется+
- Разиль Исмагилович, какова роль ислама в возрождении татарской нации?
-Религия играет важнейшую роль в развитии национального самосознания татар. Но надо отметить, что в религиозных организациях сегодня, к сожалению, хватает проблем, одна из болезненных является - подготовка кадров. До сегодняшнего дня работу многих имамов можно сравнить с самодеятельностью, поскольку они не имеют соответствующего образования и подготовки. Это одна из причин, по которым наша молодежь не очень активно интересовалась религией. Обычно в жизни люди, особенно молодежь,
следуют за каким то либо примером, лидером, который умнее, энергичнее, инициативнее+таких подготовленных специалистов в религиозных организациях было очень и очень мало.
Следующая проблема заключается в том, что наша интеллигенция и религиозные деятели до сих пор так и не сплотились, несмотря на попытки консолидироваться в 90 годы, что очень мешает национальному движению. В чем причина этого? Думаю, что далеко не религиозная, воспитанная в духе материализма интеллигенция, не видит надобности и точек соприкосновения с духовенством. Хотя некоторые ученые, писатели, просветители - бывшие главные идеологи нашего некогда атеистического государства постепенно возвращаются к религии, но сближение с духовными лидерами идет очень сложно. Если собрать 100 представителей науки, искусства, то из них вряд ли соберется с десяток людей, знающих в совершенстве каноны ислама. Точно также из ста мусульманских лидеров не найдется и десять человек, знающих науку и искусства, особенно литературу, да образовательная подготовка которых, интеллектуальный потенциал не на самом высоком уровне, поэтому не так много стыкующих моментов между интеллигентами и духовными лидерами.
Другая проблема - в медресе, Российском исламском университете образовательный процесс ведется на низком уровне. А дело в том, что государство не помогает им материально и морально.
Самодеятельно мусульманские организации никогда не смогут поднять образование на высокий уровень. Православным учебным заведениям Москва помогает намного больше. А все потому, что отношение к исламу в России не самое лучшее, потому что даже в преамбуле законе свободе совести религиозных объединений РФ православие ставится выше других религий, хотя в Конституции РФ написано, что все религии равны. Христианская православная вера постепенно превращается в государственную религию, а ислам остается на просветительском самодеятельном уровне.
Говоря об издательском деле, надо отметить, что в свет выходит немало религиозной литературы, но они оставляют желать лучшего. Книги и газеты часто издаются на плохой бумаге ( из за нехватки средств), в содержательном плане- пресса скучновата, отличается скудным разнообразием жанров, материл преподносится в виде проповедей, слишком много назидательного. Если мусульманская пресса ориентируется на молодежь, то надо применять другие более современные способы подачи информации.
Ну и одна из других важных проблем, поднимаемых интеллигенцией - это потеря национальной самобытности в мечетях, в частности, татарского языка. Так, например, в РИУ, к большому сожалению, преподавание татарского языка не поставлено на должном уровне, студенты в коридорах говорят на русском языке. Я не хотел бы обвинять в изгнании татарского языка из мечетей только религиозных деятелей, у нас много представителей других среднеазиатских , кавказских нардов, в угоду которым иногда приходится читать проповеди на русском языке. Это оправданно, но если русский станет языком мечетей, то тем самым мы нанесем серьезный урон родному языку, на котором, к сожалению, и так редко общается татарская молодежь. Что касается других нетатарских народов, то одна две мечети будет достаточно, чтобы проповедовать на русском языке. Но в Татарстане, особенно в ее столице мечеть должна культивировать татарский язык. Потеря языка- беда не только духовных организаций и учебных заведений, но всего нашего общества. В татарских семьях мало кто говорит на родном языке, вот что чудовищно!
Но в то же время это можно понять, так как наш народ почти не умер, когда многие другие уже давно сдались, в частности, удмурты, марийцы+ В прошлом году на марийском языке было издано всего 4 книги! Наша издательская деятельность всегда была хорошо поставлена, так до октябрьской революции выходило в свет15 тыс наименований книг на татарском языке. Это второе место после русской книги! В 80 годы издавалось всего 200 книг, а сейчас от 700 до 100 книг в год.
- Ведется ли сотрудничество с татарской интеллигенцией, живущей заграницей?
- Конечно, у нас в прошлом году прошел большой форум татарских ученых, организованный Академией наук нашей республики и Всемирным Конгрессом татар. Наши соотечественники, живущие за пределами Татарстана и за рубежом, горят желанием помочь своей Родине, многие и них состоят членами Академии наук нашей республик, например, профессор Мэрилендского университете США, эксперт в сфере космоса, академик РАН Роальд Сагдеев, знаменитый кардиохирург, лауреат Государственных премий СССР и России, президент общероссийской организации "Ватаным" ("Мое Отечество"), академик Ренат Акчурин и другие. Мы, в свою очередь, издаем их труды в Татарстане. Так надо отметить, что недавно выпустили две фундаментальные книги ученого профессора доктора исторических наук Надир Давлета, проживающего в Турции об истории тюркских народов, в частности, татар.
- Ведется ли работа против изъятия регионального компонента из образовательного стандарта?
-Конечно. Если этот закон реализуется, то все наша работа по возрождению татарской нации рухнет в одночасье. На основании Конституции РФ, татарстанского закона о языках и образовании в Татарстане преподавание татарского и русского языков, как государственных ведется в равных объемах. Если татарский язык не будет преподаваться в школах с первого класса или останется на уровне факультатива, то наши дети не будут владеть родным языком, а это приведет к следующей цепной реакции: исчезнут читатели, а значит не будет писателей, поэтов драматургии, театра , песенного творчества...народа+
Я думаю, что, пользуясь законами российского законодательства, а также международным правом и нормами, мы сможем отстоять свои права. Наш комитет и Госсовет подготовил проект закона о внесении изменений в закон РФ об образовании и в апреле собираемся внести этот проект закона в Госдуму РФ, где поднимем вопрос о восстановлении национального регионального компонента и заявляем, что этот вышеуказанный закон противоречит Конституции РФ и международным правовым нормам. Наш президент выступал по этому поводу в ВКТ и письменно обратился к президенту РФ о неправомерности принятии такого закона.
-В России ведутся жаркие споры об "Основах православной культуры". Ваше отношение к религиозному вопросу?
- 6 лет тому назад министр образования и науки РФ издал приказ, в котором он дал право субъектам РФ инициировать этот вопрос. Преподавание лишь основ православной культуры- нарушение фундаментального принципа Конституции о равноправии, и это в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране может привести к катастрофе. В нашей республике мы считаем возможность преподавания только истории традиционных религий.
Минтимер Шаймиев в этом вопросе придерживается очень строгих правил. Если преподавать, то преподавать и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм.
- Как решается проблема в нашей республике?
- Вопрос можно считать решенным. Летом обсудили проект своего учебника, внесли кое-какие изменения и дополнения.

- Кто авторы?
- Коллектив. Московские специалисты, местные. Раздел "Ислам" написал кандидат философских наук, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. Министерство образования и науки решило, что пока будет предлагаться пилотный вариант для преподавания в школах республики. В 71 школе началось экспериментальное преподавание специально обученными учителями историками истории традиционных религий, который рассчитан на один год. Уже начали поступать положительные отзывы.
К концу учебного года министерство и институт образования подведут итоги, и на итоговом семинаре будет принято окончательное решение.
-Скажите, пожалуйста, существует ли государственная программа по национальному возрождению татар?
-Мы в прошлом году провели съезд народов Татарстана и подготовили проект концепции государственной национальной политики РТ. На съезде одобрили этот проект. Недавно направили его президенту РТ Минтимеру Шариповичу на подпись. После его одобрения должна начаться более конкретная работа, мы должны подготовить и принять гос программу по реализации и концепции реализации государственной национальной политики. По пунктам должно было расписано, что делать, кто будет заниматься, какие средства необходимо, из какого бюджета федерального или местного и сроки исполнения.
-Разиль Исмагилович, как бы вы охарактеризовали ментальность среднестатистического татарина?
- Например, Карл Фукс, отмечает, что главными качествами татар является трудолюбие, гостеприимность, законопослушность, чистоплотность, иногда слишком услужливость. Так известно, что в армии самые услужливые солдаты- это татары+

Гульназ Мияссарова