Азатлык! Свобода от кого!?

По традиции 15 октября в центре нашей столицы Татарский Общественный Центр проводил день памяти защитников города Казани, погибших при взятии города войсками Ивана Грозного в 1552 году. Нашей редакции удалось побеседовать, поделиться впечатлениями с одним из непосредственных участников этого события, который пожелал остаться неизвестным (мы будем называть его просто эфенди).
- Уважаемый эфенди. Чем для вас является День памяти?
- День памяти – это наша память о тех исторических событиях 1552г., той трагедии, которая, хотелось бы верить, никогда больше не повторится. Это была своеобразная Варфоломеевская ночь, при этом имеющая более грандиозные масштабы. В ту эпоху в городе проживали разные национальности: русские, армяне и другие, и все они были уничтожены. Поэтому говорить, что это побоище имело межрелигиозный или межнациональный характер было бы неправильно. Это было всего лишь завоеванием одного государства другим, более сильным.
- Из года в год количество участников уменьшается, и приходят в основном одни пенсионеры. Почему так происходит?
- Во-первых, это мероприятие не освещается в СМИ и люди просто-напросто не знают об этом, идёт замалчивание события. Бытовая ситуация – общество стало аморфным. Что нужно человеку? Хлеба и зрелищ. А зрелищ ТОЦ предложить не может, поэтому этим никто не интересуется. А вот если, к примеру, возьмем празднование победы в Куликовской битве, то это событие очень широко освещается в СМИ и в него вкладываются большие деньги. Соответственно количество посетителей подобных зрелищ достигает десятки, сотни тысяч людей. Во-вторых, в авангарде данного мероприятия руководящую роль выполняют те же, кто в начале 90-х годов начинал национальное движение. Люди поверили им и последовали за ними, но вскоре их постигло разочарование, т.к. между лидерами национального движения началась борьба за власть и неуважение друг к другу, и этим они оттолкнули от себя своих сторонников. В третьих, если и раньше не было религиозной основы, то и сейчас ее нет. Хотя многие лидеры сейчас яростно стараются показать, насколько они религиозны. В начале национального движения националисты были против религии. «Не забивайте нам голову ерундой»,- говорили они. В результате чего между национальной и религиозной частями произошёл раскол. Когда же сторонников движение стало меньше, а религия Ислам стала популяризироваться, лидеры национального движения начали использовать ее в своих политических интересах. Но есть известная татарская поговорка: «Купме акыллы, интеллигент булырга торышса да, авызы ачса чабатасы куренэ» (Сколько бы ты не старался казаться умным и интеллигентным, стоит тебе заговорить и все поймут кто ты есть на самом деле). То, что они научились сканировать «Аллаху Акбар» и размахивать флагами, не говорит о том, что они болеют за Ислам. В своё время в период борьбы за суверенитет республика Татарстан нуждалась в той силе, политическом инструменте, который мог бы отстаивать ее интересы на уровне Российской федерации. Когда ожидаемый результат был получен, востребованность в национальном движении отпала. Произошла смена руководства движения и во главе его поставили людей, которые сами изнутри развалили его.
- Как вы считаете, есть ли будущее у татарского национального движения?
- Национальное движение имело успех тогда, когда оно ассоциировалось и с духовным возрождением, но сегодня националисты считают духовенство мошенниками и аферистами, а мусульман – невежественными и темными мракобесами. Для простых же людей важна не агрессивность, которую несут националисты, а духовная составляющая движения, которая имела место быть в самом начале зарождения татарского общественного движения.

 

Ришат Хамидуллин