
Хоббиты удаляются... Хоббиты возвращаются! |
07.06.16 12:32 |
Начало весны ознаменовалось двумя равно сенсационными, хотя и несколько противоположными новостями "из мира хоббитов".
![]() ![]() Скелет эббооко, найденный в запасниках Нидерландской Академии Наук. Иллюстрация из обсуждаемой статьи ![]() ![]() Фото эббооко, конец XIX в. Иллюстрация из обсуждаемой статьи UPD Друзья! Обратите внимание на дату новости! Во-первых, первооткрыватели карликовых индонезийских людей передатировали отложения пещеры Лианг Буа. Выяснилось, что слои с останками Homo floresiensis имеют датировки не 95-12 тысяч лет назад, как считалось с самого начала, и не 74-17 тысяч лет назад, как считалось после, а 100-60 тысяч лет. Орудия же залегают в слоях, сформировавшихся 190-50 тысяч лет назад. Так что вымирание удивительных человечков могло быть связано именно с появлением первых сапиенсов, следовавших через индонезийские острова в Австралию. Выходит, что не было десятков тысяч лет сосуществования двух столь разных видов. Вторая новость – скорее "старость", напоминание о пользе чтения старых работ по расоведению. В отличие от первой статьи, опубликованной в Nature, вторая прошла почти незамеченной, так как вышла в малотиражном голландском журнале. Публикации в каком-либо передовом издании помешало то, что статья фактически является пересказом намного более старой работы, изданной ещё в 1898 году в приложении к вестнику Голландской Ост-Индской компании. В ней даётся краткое описание народов Флореса, который тогда активно осваивался голландцами с целью добычи полезных ископаемых. Самое замечательное, что среди известных и ныне племён упоминаются "эббооко" (ebbooko) из области Рутенг (Ruteng), причём даётся их довольно подробная характеристика. Любому читателю, знакомому с темой флоресских "хоббитов", известна легенда об "эбу-гого" – мифических карликовых человечках, которые якобы были уничтожены народом наге совсем недавно, возможно, в XVII веке. Конечно, "эббооко" голландского обзора и "эбу-гого" современных легенд – одно и то же. Кардинальная разница в другом: тогда как эбу-гого обычно поминаются как мифические персонажи, народ эббооко описан как вполне реальный. В голландском обзоре приводятся весьма характерные признаки эббооко, подтверждённые фотографией: очень низкий рост около1,5 м(в оригинале: "около600 дюймов"), чёрный цвет кожи, широкий нос, полные губы, выступающие челюсти, очень маленькая голова, волнистые волосы, удлинённые руки. Кратко упомянут скелет эббооко, отправленный в Амстердам. Более того, по следам публикации скелет удалось разыскать в запасниках Нидерландской Академии Наук. Правда, его сохранность оставляет желать лучшего (подвал, в котором он хранился, к сожалению, оказался затоплен во время великого наводнения 1953 года), а подробного описания до сих пор не сделано, но даже его фотография говорит сама за себя. Авторы современной публицации планируют выделить из него ДНК и сравнить её с ДНК "хоббитов" из Лианг Буа, которую ныне параллельно пытаются проанализировать в других лабораториях. Судьба открытия поучительна. Видимо, в XIX веке, когда европейцы обнаруживали всё новые племена на экзотических островах, а расизм и социал-дарвинизм не казались чем-то предосудительным, описание очередной "низшей расы" не вызвало особого интереса и бурного обсуждения. Эббооко мимоходом были сравнены с "прочими негрито" (очевидно, имелись в виду филиппинские аэта и андаманцы) и на том забыты. В последующем же новостей о них не появлялось, голландские журналы никогда не были широкоизвестны, а с середины XIX занятия расоведением на Западе стали фактически запретными. Это, кстати, ещё одна причина, почему нынешняя публикация оказалась на страницах небольшого голландского издания и не обсуждается в широкой прессе. Исходя из появившихся данных, думается, судьба флоресских "хообитов" не ограничивается 50 тысячами лет в пещере Лианг Буа. В центральных гористых областях отдельные их группы, очевидно, сохранились до самого конца XIX века, а возможно, существуют и поныне. Хочется надеяться, что экспедиции в Рутенг прояснят этот чрезвычайно интересный вопрос.
См. также: |