Страница 1

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Профессор А.Агаев определил назначение истории народа следующим образом: "Чтобы человек мог стать патриотом и интернационалистом, он прежде всего должен знать свой народ, другие народы, понимать их психологию, традиции, обычаи, культуру, иметь ясное представление об их взаимоотношениях на разных этапах истории. И эмпирически, и теоретически установлено, что человек, лишенный исторической памяти, рано или поздно в своем поведении в сфере межнациональных отношений скатится или к национальному нигилизму (отрицанию национальности, родной культуры, языка, родины), или к национализму" [1].

Как известно, в основе изучения истории народа лежат древнейшие следы его культурной жизни, извлекаемые из языка народа и его археологических памятников, И то и другое у лезгиноязычных народов изучено очень плохо. Наиболее интенсивные исследования этих направлений начались в Азербайджане после образования республиканской Академии наук, а в Дагестане — филиала АН СССР в 1949 году. К сожалению, в исследованиях истории преобладающим стал марксистский подход в его худшем варианте, а в руководстве научными направлениями — "партийное руководство" с его некомпетентностью, амбициями и националистическим уклоном. Все это привело к серьезным деформациям не только в постановке изучаемых явлений, но и к серьезной фальсификации исторических данных, сокрытию, а иногда и уничтожению фактического материала для реализации первой задачи. Мы и сегодня не можем сказать, что в названных научных центрах Дагестана и Азербайджана наступили какие-либо положительные перемены. Они все еще остаются "форпостами консерватизма, хранителями затухающего пожарища догматизма". Подход к исторической науке и по сей день остается сугубо прагматическим: история нам нужна потому, что она должна отвечать потребностям исторического момента и его концепциям. Но что же в этом нового? Разве не то же происходило каждые 10-15 лет при очередном повороте политического курса или с приходом нового лидера бывшего СССР и республик? Применительно к Дагестану и Азербайджану этот подход принял уродливые формы: история нам нужна, чтобы она подвела почву для реализации той концепции, которая отвечала интересам отдельных "кланов" и представляемых ими народов. Для выполнения этой сверхзадачи пошли в ход не только фальсификация исторических реалий, но и произвол, гонения против тех, кто противился этой вакханалии. Поэтому и сегодня многие народы, особенно малочисленные, не знают своей подлинной истории. Лезгины не являются исключением в этом печальном списке. Естественно, что у народа постоянно возникают вопросы, кто такие мы, лезгины, каковы наша судьба и история.

Лезгиноязычные народы, или лезгины, — один из аборигенных народов, игравших исключительно большую роль в политическом устройстве Кавказа, в его экономическом и культурном развитии.

История лезгин и формирование лезгинской национальной экономики, культуры и литературы, представленные недавно как не имевшие существенных результатов, в условиях гласности оборачивается совершенно новыми гранями, поэтому ждут своих исследователей.

Настоящая постановочная работа, естественно, не может считаться исследованием даже начал экономики, культуры и литературы. История лезгин настолько насыщена героикой, материальной и духовной культуры, что вряд ли ее можно охватить одной-двумя статьями или более крупной работой, поэтому моя цель — обратить внимание на завуалированное и плачевное ее состояние. Народ, чьими руками и духом созданы такие уникальные памятники материальной культуры, как Дербентская крепость и Торпах-кала, исторические труды "Ахты-наме", "Асари Дагестан" и другие выдающиеся произведения литературы и искусства, находится в унизительном положении, представлен в имеющихся исследованиях как народ без своей истории и культуры.

Свидетельством сокрытия и негативного отношения к нашей истории и культуре является судьба Торпах-кала, одного из крупнейших памятников строительства сасанидского периода на Кавказе.

Городище Торпах-кала расположено к югу от Дербента, вблизи пос. Белиджи, на равнине между реками Рубас и Гильгиль-чай. Оно представляет собой грандиозное укрепление площадью около 100 га, имеющее в плане форму почти правильного квадрата. Оплывшие валы городища некогда были мощными стенами, возведенными из сырцовых кирпичей. Валы имеют толщину 8-10 м при высоте 10-12 м. В настоящее время вокруг городища сохранился ров, имеющий глубину 2-3 м, ширину 20-25 м. На каждой из четырех сторон городища устроены ворота, следы которых сохранились в виде проемов в валах. На юго-западной стороне городища имеется искусственное насыпное возвышение, где находилась, видимо, цитадель [2].


Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Страница 9 Страница 10 Страница 11 Страница 12 Страница 13 Страница 14 Страница 15 Страница 16 Страница 17 Страница 18 Страница 19 Страница 20 Страница 21 Страница 22 Страница 23 Страница 24 Страница 25 Страница 26 Страница 27 Страница 28 Страница 29 Страница 30 Страница 31 Страница 32 Страница 33 Страница 34 Страница 35 Страница 36 Страница 37 Страница 38 Страница 39 Страница 40 Страница 41 Страница 42 Страница 43 Страница 44 Страница 45 Страница 46 Страница 47 Страница 48 Страница 49 Страница 50 Страница 51 Страница 52 Страница 53 Страница 54 Страница 55 Страница 56 Страница 57 Страница 58 Страница 59 Страница 60 Страница 61 Страница 62 Страница 63 Страница 64 Страница 65 Страница 66 Страница 67 Страница 68 Страница 69 Страница 70 Страница 71 Страница 72 Страница 73 Страница 74 Страница 76 Страница 77 Страница 78 Страница 79 Страница 80 Страница 81 Страница 82 Страница 83 Страница 84 Страница 85 Страница 86 Страница 87 Страница 88 Страница 89 Страница 90 Страница 91 Страница 92 Страница 93 Страница 94 Страница 95 Страница 96 Страница 97 Страница 98 Страница 99 Страница 100 Страница 101 Страница 102 Страница 103 Страница 104 Страница 105 Страница 106 Страница 107 Страница 108 Страница 109 Страница 110 Страница 111 Страница 112 Страница 113 Страница 114 Страница 115 Страница 116 Страница 117 Страница 118 Страница 119 Страница 120 Страница 121 Страница 122 Страница 123 Страница 124 Страница 125 Страница 126 Страница 127 Страница 128 Страница 129 Страница 130 Страница 131 Страница 132 Страница 133 Страница 134 Страница 135 Страница 136 Страница 137 Страница 138 Страница 139 Страница 140 Страница 141 Страница 142 Страница 143 Страница 144 Страница 145 Страница 146 Страница 147 Страница 148 Страница 149 Страница 150 Страница 151 Страница 152 Страница 153 Страница 154 Страница 155 Страница 156 Страница 157 Страница 158 Страница 159 Страница 160 Страница 161 Страница 162 Страница 163 Страница 164 Страница 165 Страница 166 Страница 167 Страница 168 Страница 169 Страница 170 Страница 171 Страница 172 Страница 173 Страница 174 Страница 175 Страница 176 Страница 177 Страница 178 Страница 179 Страница 180 Страница 181 Страница 182 Страница 183 Страница 184 Страница 185 Страница 186 Страница 187 Страница 188 Страница 189 Страница 190 Страница 191 Страница 192 Страница 193 Страница 194 Страница 195 Страница 196 Страница 197 Страница 198 Страница 199 Страница 200 Страница 201 Страница 202 Страница 203 Страница 204 Страница 205 Страница 206 Страница 207 Страница 208 Страница 209 Страница 210 Страница 211 Страница 212 Страница 213 Страница 214 Страница 215 Страница 216 Страница 217 Страница 218 Страница 219 Страница 220 Страница 221 Страница 222 Страница 223 Страница 224 Страница 225 Страница 226 Страница 227 Страница 228 Страница 229 Страница 230 Страница 231 Страница 232 Страница 233 Страница 234 Страница 235 Страница 236 Страница 237 Страница 238 Страница 239 Страница 240 Страница 241 Страница 242 Страница 243 Страница 244 Страница 245 Страница 246 Страница 247 Страница 248 Страница 249 Страница 250 Страница 251 Страница 252 Страница 253 Страница 254 Страница 255 Страница 256 Страница 257 Страница 258 Страница 259 Страница 260 Страница 261 Страница 262 Страница 263 Страница 264 Страница 266 Страница 265 Страница 267 Страница 268 Страница 269 Страница 270 Страница 271 Страница 272 Страница 273 Страница 274 Страница 275 Страница 276 Страница 277 Страница 278 Страница 279 Страница 280 Страница 281 Страница 282 Страница 283 Страница 284 Страница 285 Страница 286 Страница 287 Страница 288 Страница 289 Страница 290 Страница 291 Страница 292 Страница 293 Страница 294 Страница 295 Страница 296 Страница 297 Страница 298 Страница 300 Страница 299 Страница 301 Страница 302 Страница 303 Страница 304 Страница 305 Страница 306 Страница 307 Страница 308 Страница 309 Страница 310 Страница 311 Страница 312 Страница 313 Страница 314 Страница 315 Страница 316 Страница 317 Страница 318 Страница 319 Страница 320 Страница 321 Страница 322 Страница 323 Страница 324 Страница 325 Страница 326 Страница 328 Страница 327 Страница 329 Страница 330 Страница 331 Страница 332 Страница 333 Страница 334 Страница 335 Страница 336 Страница 337 Страница 338 Страница 339 Страница 340 Страница 341 Страница 342 Страница 343 Страница 344 Страница 345 Страница 346 Страница 347 Страница 348 Страница 349 Страница 350 Страница 351 Страница 352 Страница 353 Страница 354 Страница 355 Страница 356 Страница 357 Страница 358 Страница 359 Страница 360 Страница 361 Страница 362 Страница 363 Страница 364 Страница 365 Страница 366 Страница 367 Страница 368 Страница 369 Страница 370 Страница 371 Страница 372 Страница 373 Страница 374



Все права защищены